В прошлом каждый год в Ид аль-Адха, 13 числа Зуль-хиджа, во время традиционного празднования «ДжоДжо» Хиджази жители Мекки принимали саудовских паломников с песнями и фольклорными песнопениями в честь завершения ими ритуалов хаджа.
С годами изменились способы приема паломников после хаджа, и празднование ДжоДжо практически исчезло.
Ресторан Atareek в Джидде, расположенный в Международном городе науки и знаний Аль-Тайебат, округ Аль-Файсалия, стремится сохранить традиции Саудовской Аравии и Хиджази, посвященные празднованию ДжоДжо.
Шарифа Аль-Судаири, основатель Atareek, который работает уже более десяти лет, сказал Arab News: «Через Atareek мы пытаемся возродить все, что связано с наследием Хиджази, а также представить многие культуры Королевства из разных регионы, чтобы помочь новым поколениям открыть и узнать о прекрасных традициях своих предков».
Название JoJo навеяно арабским словом с хиджазским акцентом, которое переводится как «Они прибыли». Это часть известного фольклорного пения, которое друзья и семья паломников поют во время празднования.
JoJo отмечал детей, впервые отправившихся в хадж со своими родителями, чтобы мотивировать их и знакомить других детей с ритуалами хаджа. Позже праздник был устроен как для паломников, так и для их детей.
Аль-Судаири сказал, что одним из ярких моментов празднования является то, что место наполняется детским смехом, пением ДжоДжо и конфетами.
«Паломники сидят на полу, а дети собираются вокруг них, держа над головами паломников кончики простыней, наполненных старыми хиджазскими конфетами типа «нокл».
«Затем они начинают крутиться, напевая и держа листок, а затем, наконец, разбрасывают конфеты повсюду и соревнуются, кто соберет больше ногла, чем другой». — сказал Аль-Судаири.
Конфеты Nogl состоят из нута, миндаля, фисташек, грецких орехов, жевательной резинки, монет и банкнот.
«За десять лет мы обнаружили, что наследие Хиджаза действительно международное; он объединяет различные культуры, связанные со многими странами», — сказала она.
«Всякий раз, когда в Атарике приезжали гости из Марокко, Испании, Египта, Палестины и других стран, они могли обнаружить множество связанных элементов культурного наследия, которые напоминают им об их странах», — сказал Аль-Судаири.
Атарик — это музей, художественная галерея и место проведения торжеств, посвященных народной культуре хиджази. Его посещают школы и туристы со всего мира, в том числе несколько посольств и консульств, поскольку он считается достопримечательностью, сопровождающей музей Абдула Рауфа Халила.
Он характеризуется подлинным наследием Хиджаза, в том числе несколькими картинами на темы Хиджаза, такими как ремесла, ремесла, саудовский кофе и караваны хаджа.
Эти картины меняются в течение года, их дарят саудовские художники из художественной студии Абдула Рауфа Халила. Многие другие антикварные предметы, которым более 50 лет, были подарены известными семьями хиджази, чтобы помочь Атарику сохранить и возродить наследие хиджази.
В зале также есть большие деревянные скамейки, называемые karweet и mirkaz, тип мебели, который больше не используется из-за наличия многих других удобных вариантов.
Эти скамейки обычно украшены «арабесками», типом древнего исламского искусства, связанным с исламской архитектурой, с замысловатыми геометрическими формами, требующими искусного мастерства.
Atareek также стремится пролить свет на самые популярные саудовские блюда, вдохновленные всеми регионами Королевства, такие как балила, мугалгал, манди-ягненок и саудовский белый кофе, которые подают во время празднования ДжоДжо и в первые дни Ид аль-Фитр и Курбан-Байрам.
Аль-Судаири сказал: «Наша посуда вдохновлена тем, что использовали наши предки, включая медную посуду, чтобы обеспечить максимально аутентичный опыт».
Девяносто лет назад здания первого саудовского государства были освещены древними медными фонарями под названием Атарик, что и дало название месту проведения.
«Слово «Атарик» означает «фонари» с акцентом хиджази. Я дал ему это название, потому что старые фонари буквально используются здесь для освещения, тогда как в прошлом присутствие этих фонарей у двери любого дома использовалось для обозначения того, что в этом доме происходит счастливое событие», — Ал- — сказал Судаири.